Долгожданный перевод!!! 2020 год оказался в этом смысле удачным!
Трактат Джузеппе Тартини «Об украшениях» (перевод М.Куперман) — это первый трактат, посвященный только и исключительно искусству музыкальной орнаментики. Он представляет собой уникальный документ эпохи и стиля итальянской музыки XVIII века, позволяющий вдумчивому и подготовленному читателю приподнять завесу, отделяющую нас от музыки итальянского барокко. В издание включено “Письмо Тартини к ученице”, в котором содержатся основные методические положения системы преподавания этого выдающегося скрипача и педагога, которые нисколько не утратили своей ценности и в наши дни.
Lhttp://www.m-planet.ru/?id=20&detail=1031&fbclid=IwAR2VSDslL78MSfszPQUoDtDDWGu9dDuo_N34rn31yb_MwVMJyFXYlwFZPUc
Джузеппе Тартини (1692-1770) - выдающийся музыкант эпохи барокко. Будучи признанным скрипачом-виртуозом, он еще при жизни получил известность как композитор, создал знаменитую скрипичную школу в Падуе, воспитав целое поколение известных скрипачей, и издал ряд музыкально-теоретических трактатов, в которых обобщил знания того времени о гармонии и акустике. Ему приписывают открытие так называемого «тона Тартини» или «третьего тона» (terzo suono) - басового звука, слышимого при резонансе двух верхних тонов в чистом интервале.
Трактат Тартини «Об украшениях» - это первый трактат, посвященный только и исключительно искусству музыкальной орнаментики. Долгое время оригинал рукописи считался утерянным и исследователи опирались на вышедший уже после смерти Тартини в 1771 году перевод P. Denis на французский язык. С большой долей уверенности можно утверждать, что перевод этот был сделан благодаря ученику Тартини, французскому скрипачу Пьеру Лахуссе (Pierre La Houssaye, 1735-1818), который привез экземпляр рукописи в Париж в 1769 году.
Что касается времени создания самого трактата, точную дату определить не представляется возможным. Однако, Л. Моцарт в своей «Школе игры на скрипке», вышедшей в 1756 году, уже на него ссылается. В то же время И. Кванц в «Опыте наставлений в игре на флейте траверсо», изданном в 1752 году, Гл. XV, § 7, пишет: «… правила для каденций никогда не были описаны подробно». У Тартини, между тем, каденциям посвящена целая глава. При этом Кванц и Тартини были знакомы лично и состояли в переписке, что позволяет нам полагать, что «Трактат об украшениях» был написан между 1752 и 1756 гг.
В 1958 году независимо друг от друга были обнаружены сразу две рукописи «Трактата». Одна, неполная и анонимная, была найдена в библиотеке Калифорнийского университета в Беркли, вторая же, из библиотеки консерватории «Benedetto Marcello» в Венеции, подписанная учеником Тартини Джованни Франческо Николаи, не только совпадала с французским переводом 1771 г., но и содержала дополнительную главу о «Правилах ведения смычка» и ряд важных дополнений.
В своем «Трактате об украшениях» Тартини описывает способы исполнения мордентов, форшлагов и трелей, что, безусловно, является источником важнейших сведений о стилистике исполнения музыки итальянского барокко для всякого музыканта или исследователя. Но, что еще более ценно, он объясняет, какими правилами следует руководствоваться при создании каденций - свободных импровизаций на определенные гармонические ходы в басу. Это искусство сочинения фигураций на заданный бас было совершенно утеряно за последние два с половиной века, тогда как исполнение музыки 18-го столетия, а, в особенности, музыки итальянского стиля невозможно без него представить. Уже упомянутый выше И. Кванц в своем трактате уделил сочинению каденций большое внимание. Однако, Кванц не был представителем итальянского стиля, более того он намеренно разделял итальянский, французский и северо-немецкий «вкусы», являясь приверженцем последнего.
Кроме того, трактат Кванца более применим к искусству игры на духовых инструментах, в частности на флейте траверсо.
Тартини же, будучи скрипачом-виртуозом, мыслил не только в рамках музыкального вкуса своей страны и эпохи, но и, поразительно чувствуя инструмент, развивал свои музыкальные идеи очень «скрипично». И хотя за последние два с половиной века техника игры на скрипке несколько изменилась в силу объективных причин — отказ от жильных струн, замена барочного смычка на современный, переход на иную, с подбородником, держку скрипки, — тем не менее, все пассажи Тартини, приведенные в этом трактате в качестве примеров, могут быть легко, а главное, естественно сыграны современным скрипачом.
В стиле изложения текста «Трактата» чувствуется Тартини-педагог. Действительно, за почти полвека работы в Падуе Тартини выпустил целую плеяду замечательных скрипачей, среди которых уже упомянутый выше Дж. Ф. Николаи, Д. Далолио, П. Нардини, Г. Пуньяни и др. В числе его учеников была и Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини), знаменитое письмо к которой входит в данное издание.
В этом «Письме к ученице» Тартини кратко, но последовательно изложил основные методические положения своей системы и дал некоторые советы, которые нисколько не утратили своей ценности и в наши дни. Огромное внимание Тартини уделяет ведению смычка, описывая прием messo di voce, свойственный и знакомый скорее вокалистам, как основу звукоизвлечения на скрипке. И это не случайно, поскольку игру Тартини современники описывали как «пение на скрипке», а сам Тартини говорил своим ученикам, что «чтобы хорошо играть, надо хорошо петь».
В том, что касается развития техники левой руки, Тартини предлагает интересный метод освоения грифа: следует играть с листа последовательно в каждой из позиций, «перенося руку на полтона, на тон и т.д. по грифу, так чтобы в конце концов игра в любой части грифа не представляла бы никакой трудности.
Поскольку Магдалена Сирмен впоследствии стала знаменитой скрипачкой и певицей, она, судя по всему, внимательно прислушалась к советам мастера.
Безусловно, для того, чтобы стать музыкантом, недостаточно прочитать одну, две или даже множество книг. Однако, каждый из подобных трактатов, пусть и на один небольшой шаг, но приближает нас к пониманию парадигмы мышления и мироощущению музыкантов и композиторов того времени. В свою очередь, понимание это необходимо как музыкантам-практикам, исполняющим музыку этих композиторов, так и теоретикам, эту музыку исследующим.
При всем многообразии музыкальных трактатов восемнадцатого века «Трактат об украшениях» Джузеппе Тартини представляет собой уникальный документ эпохи и стиля, позволяющий вдумчивому и подготовленному читателю приподнять завесу, отделяющую нас от музыки итальянского барокко.
М. Куперман